Информация о направлениях работы социальной службы с детьми и взаимодействии с организациями и гражданами
Социальная служба в школе-интернате предназначена для организации сотрудничества администрации школы, педагогов, обучающихся и родителей между собой, внешних социальных структур с ними для оказания квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям по защите их личностных прав и предупреждения правонарушений. Она выполняет следующие функции:
- налаживает взаимоотношения в коллективе, препятствует фактам психического насилия над личностью;
- изучает общественное мнение в школьном коллективе; выступает поручителем, обеспечивающим социальные гарантии каждому члену школьного коллектива;
- охраняет и защищает личность, ее права, интересы; создает условия для безопасной, комфортной творческой жизни обучающихся;
- оказывает помощь и поддержку нуждающимся обучающимся и учителям;
- организует социально-психологическую и правовую консультации для обучающихся, педагогов, школьной администрации, родителей;
- способствует здоровому образу жизни коллектива и каждого ее члена;
- разрешает конфликтные ситуации между обучающимися, обучающимися и педагогами, обучающимися и родителями.
К направлениям деятельности социальной службы следует отнести:
- социальную, педагогическую и психологическую диагностику;
- социально-психологическая поддержка ребенка и его семьи;
- социальный контроль за условиями воспитания;
- социальная адаптация и психолого-педагогическая реабилитация в семье и школе.
Таким образом, можно определить следующие формы и методы социальной работы: взаимодействие с организациями (отделы опеки и попечительства Липецкой области, прокуратуры, управления ЖКХ Липецкой области, суды Липецкой области, отделы социальной защиты населения, военные комиссариаты, пенсионные фонды, Миграционные службы Липецкой области, медико-социальная экспертиза, психоневрологический диспансер г. Липецка, федеральные управления судебных приставов Липецкой области, Г(О)БУ Центр развития семейных форм устройства, социализации детей, оставшихся без попечения родителей, и профилактики социального сиротства «Семья», отделы полиции, налоговые инспекции, нотариальные конторы, учебные заведения профессионального образования), планирование работы, групповая работа с обучающимися вне занятий (помощь в проведении мероприятий в области досуга); предложения по организации занятий (игровые уроки, социальные тренинги в процессе занятий и т. д.); соучастие и творческое представление в социальной жизни школы (поездки, экскурсии, праздники, отдых и т. д.); работа с родителями, представление интересов родителей; профессиональная подготовка, профессиональная ориентация выпускников. Деятельность социального педагога направлена на поддержание, развитие и реабилитацию воспитанников, так как социальный педагог осуществляет воспитание человека в социуме. В связи с этим основными функциями являются: диагностическая (постановка социального диагноза); терапевтическая (определение возможных средств исправления ситуации, консультирование, психотерапия, коррекция); диспетчерская (содействие в разносторонней помощи); информационная (сбор информации о проблемах и условиях социума для обеспечения результативности социального вмешательства). Социальный педагог помогает личности справиться с социально-психологическими проблемами в процессе социализации. В связи с этим функции конкретизируются применительно к этой задаче: выступает посредником между личностью и социальным окружением; организует и проводит консультации по проблемам охраны и защиты детства и образования; обеспечивает и контролирует выполнение норм и стандартов социального обеспечения для лиц, пользующихся льготами, социальными пособиями, пенсиями; защищает индивида от жизненных рисков, связанных с нетрудоспособностью, несостоятельностью родителей исполнять родительские обязанности и т. д.
Должностные обязанности социального педагога включают в себя:
- установление гуманных, нравственно-здоровых отношений в социальной среде;
- содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности, забота об охране жизни и здоровья;
- осуществление работы по профориентации, патронажу, подготовке документов для постановки на очередь на получение жилья, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся из числа сирот и оставшихся без попечения родителей;
- изучение психолого-медико-педагогических особенностей индивида и ее микросреды жизни;
- выявление интересов, потребностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении обучающихся и своевременное оказание им помощи;
- посредничество между личностью обучающихся и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
- определение задач, форм, методов социально-педагогической работы, способов решения проблем, принятие мер по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности; осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите индивида в учреждениях и по месту жительства;
- организацию различных видов социально ценной деятельности обучающихся, мероприятий, направленных на развитие социальных инициатив, реализацию социальных программ, участие в их разработке и утверждении;
- взаимодействие с благотворительными организациями в оказании помощи детям, нуждающимся в опеке и попечительстве.
Таким образом, социальный педагог осуществляет свою деятельность на основе системного подхода, что позволяет включить в социальное развитие подростков различные государственные и общественные структуры, семью, и, прежде всего, самого обучающегося.
«Практическая направленность учебно- воспитательного процесса, как средство социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями».
Проблема, над которой работают социальные педагоги:
«Социальная адаптация и реабилитация воспитанников-сирот, подготовка их к самостоятельной жизни и работе в условиях нового социума».
На конец учебного года (29.05.2020 года) в школе-интернате обучалось 120 воспитанников (из них: родительские дети 40, дети –сироты и оставшиеся без попечения-69, находятся под опекой -10, приемная семья -1, из них сироты -21 инвалиды-40).
Воспитанники школы-интерната получают денежные выплаты на личные нужды в сумме 210 рублей и выплаты на культурно-массовые мероприятия в сумме 420 рублей ежемесячно (Закон Липецкой области от 30.12.2004 г № 166-ОЗ «О социальной поддержке обучающихся образовательных организаций о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области»).
Во время каникул, праздничных и выходных дней воспитанники, выезжающие к родственникам, опекунские семьи и гостевые семьи получают на питание выплаты: возраст с 3 лет 7 лет -124 р.70 коп., с 7 лет 12 лет -161 р.60 коп., с 12 лет и старше 175р.10 коп. (Постановление администрации Липецкой области от 19.06.2017 г. № 309 «Об установлении норм обеспечения бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем»).
Выпускники школы-интерната получают единовременные денежное пособие при выпуске в сумме 3498 рублей (Закон Липецкой области от 30.12.2004 г. № 166-ОЗ « О социальной поддержке обучающихся образовательных организаций, о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области»).
Приложение 2 к постановлению администрации Липецкой области от 19. 06.2017 г. № 309 « Об установлении норм обеспечения бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем». Приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря для выпускников образовательных учреждений из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей при их трудоустройстве при выпуске на сумму 28265 рублей. Выпускники образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в профессиональных организациях могут получить денежные суммы.
Посещения специалистами комитета опеки и попечительства г. Ельца воспитанников школы-интерната с. Вторые Тербуны регулярны, они интересуются их здоровьем, успехами в учебе, условиями жизни
Трудоустройство наших выпускников в Ефремовский химико-технологический техникум продолжается в течение 7 лет.
Ежегодно в школе –интернате проходит акция СтопВичСпид, социальный час на тему: «Мы скажем Спиду нет».
Специалисты службы УФСИН России Коновалова Е.О., психолога службы УФСИН на встрече с воспитанниками школы-интерната с девиантным поведением.
Беседа социальных педагогов Животовой К.И., Дорохиной Г.В., с будущими выпускниками школы-интерната.
Посещение воспитанников школы-интерната «Центром СемьЯ», где разбирались вопросы по социальной адаптации воспитанников, заполнения рабочей тетради к «Путеводителю по самостоятельной жизни»
Воспитанники школы-интерната голосуют за Конституцию РФ.
Регулярное посещение Сбербанка воспитанниками школы-интерната с социальными педагогами для контроля их вкладов. Воспитанники знают о всех услугах, предоставляемых банком.
Специалист почты России Г.П. Карпова рассказала об услугах почты, объяснила как можно ими воспользоваться. Старшеклассники частые гости почтового отделения.
Ежегодно социальные педагоги, педагог-психолог и воспитанники школы-интерната принимают активное участие на заседание круглого стола со специалистами района из отдела опеки и попечительства, КПДН, ПДН, социальной защиты населения задают и получают ответы на интересующие их вопросы.
Анализ постинтернатной адаптации детей-сирот за последние 7 лет
показывает, что большинство выпускников школы-интерната могут обучаться в училищах области, получать специальность, устраиваться в жизни. Радуясь успеху каждого выпускника, уверенно и благополучно устроившегося в жизни, наши педагоги ищут новые формы и методы социального воспитания. Судьбы выпускников прослеживаем через связь с органами опеки и попечительства районов, сельские администрации, радуемся, тревожимся за них, пытаемся оказать посильную помощь в трудной жизненной ситуации.
В школе-интернате есть положительные примеры устройства в жизни выпускников. Это Трущелёв Юрий, который проживает в приобретенном ему администрацией Тербунского района жилье в с. Малые Борки, ведёт личное подсобное хозяйство, работает рабочим. Кузнецова Ольга проживает в г. Липецке, в общежитии, работает санитаркой в областной больнице, не замужем. Дюкарев Виталий, получив два профессиональных образования в ПУ-17, работает в гипермаркете «Линия» в г. Ельце фасовщиком, проживает в закреплённом жилье, не женат. Скуридина Наталья работает няней в детском саду в г. Ельце, замужем, воспитывает дочь, проживает в закреплённом жилье. Давыдова Екатерина проживает с мужем в Усманском районе, с. Байгора, воспитывает троих несовершеннолетних детей. Зобнина Елена получает второе профессиональное образование в ПУ-17 с. Хлевное, была обеспечена в 2012 году благоустроенным жилье в с. Доброе. Это далеко не весь список. Однако есть и такие молодые люди, которые проявили свою социальную незрелость, неадаптированность к суровым жизненным будням. У них есть целый ряд проблем с трудоустройством после окончания училищ. Они вернулись в семьи, где родители лишены родительских прав. Это Хохлов Александр, Федин Андрей, Хорошилов Сергей, Ефанов Валентин.
С 2005 года в 10-11 классах в базисный план введены уроки «Этика и психология семейной жизни». На этих занятиях у воспитанников формируется представление о семейной жизни, её значении в жизни человека. У учащихся вырабатываются такие качества как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми, что должно благоприятно влиять на их будущую семейную жизнь, способствовать созданию крепкой семьи.
Среда, где проводят дети своё свободное время, (школьная среда, участие в районных и областных мероприятиях) оказывает огромное влияние на процесс социализации и подготовки воспитанников к самостоятельной (семейной) жизни. Очень важным звеном в средовом факторе воспитания выступает интеграция в общество, которая осуществляется путём посещения детьми семей родственников и замещающих семей в каникулярное время, в выходные и праздничные дни.
Погружение ребёнка в семью расширяет социальное пространство, и ребёнок знакомится с эталонами мужского и женского поведения. Дети участвуют в повседневной жизни семьи; у них формируется половая идентичность, адекватное отношение к себе и другим как носителям конкретной половой роли. Названные ценностные ориентации способствуют развитию позитивных установок на семью. Самый большой плюс этой практики в том, что дети-сироты с ранних лет приобретают бытовые знания, умения и навыки, проходят процесс социализации в семье, готовясь к самостоятельной жизни в социуме.